Информация для специалистов

Самарский терапевтический комплекс «Реацентр» работает в Самаре уже 29 лет (с 1994 года). Ежегодно более 10 000 детей с различной неврологической патологией получают лечение в детских отделениях неврологии и рефлексотерапии в городах: Самара, Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Волгоград, Тольятти, Казань, Оренбург,  Ижевск, Набережные Челны, Астрахань, Челябинск, Кемерово, Барнаул, Уфа, Воронеж, Ярославль, Калининград, Сочи, Краснодар, Новороссийск, Ростов-на Дону, Томск, Владивосток, Алматы, Астана, Шымкент, Ташкент, Фергана, Бишкек, Ош, Дубай, Анталия. Распределение по нозологическим группам среди пациентов, находившихся на лечении в детских отделениях неврологии и рефлексотерапии СТК «Реацентр» в 2005 году следующее:

В группу прочие были объединены такие неврологические проявления как энурез, гипервозбудимость, нарушения сна, локализованные тики, нейросенсорная тугоухость, цефалгические кризы, нейроциркуляторная дистония и т.д.

Базовым методом лечения, в детских отделениях неврологии и рефлексотерапии «Реацентра» является МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ. Формально данный метод лечения относится к разновидностям рефлексотерапии. Фактически же он развивался на стыке рефлексотерапии, неврологии и физиотерапии.

Суть метода заключается в следующем:

                                      

Лечебное воздействие оказывается на рефлексогенные зоны, расположенные на различных участках кожного покрова сверхмалыми электрическими импульсами.

В результате в нейрональных сетях ЦНС возникают физиологические доминанты и выборочно стабилизируется работа центров нервной системы, ответственных за различные функции и патологические синдромокомплексы. Так, например, при лечении спастических состояний, лечебное воздействие оказывается на различные уровни ЦНС:

  1. Локальное расслабляющее воздействие оказывается непосредственно на само мышечное волокно, посредством рефлекторной атриггеризации.
  2. Сегментарное рефлекторное воздействие оказывается на мотонейроны спинного мозга.
  3. Дистальное рефлекторное активизирующее воздействие оказывается на моторную зону коры головного мозга.

Особенности метода МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ следующие:

  1. Лечебное воздействие оказывается на БАТ и нейрорефлекторные зоны.
  2. Воздействие оказывается сверхмалыми электрическими импульсами постоянного знакопеременного тока не превышающими нормы, установленные Министерством здравоохранения и соц. развития РФ.
  3. Воздействие не инвазивное, практически безболезненное.
  4. Возможно применение данного метода начиная с 6-ти месячного возраста, так как ранее кожный покров считается не сформированным для оказания на него электрофизиологического воздействия.
  5. Судорожная готовность не является противопоказанием. У пациентов с высоким уровнем судорожной готовности не отмечалось учащения судорожных пароксизмов в результате проведения курса лечения.
  6. При наличии у ребенка судорожных приступов, лечение проводится на фоне приема ранее назначенного противосудорожного препарата, перед началом лечения проводится ЭЭГ, лечения БАТ в проекции очагов эпилептической активности не проводится.
  7. Также отмечается хорошая сочетаемость с лекарственной терапией, ЛФК и такими методами физиотерапии, как массаж, грязевые аппликации, хвойные ванны. Одновременное проведение микротоковой рефлексотерапии и электромагнитных физиопроцедур не рекомендуется.

Противопоказанием для проведения МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ являются:

  1. Острые инфекционные заболевания.
  2. Злокачественные новообразования любой локализации.
  3. Хронические соматические заболевания в стадии декомпенсации.

Для каждой нозологической единицы был выделен и клинически апробирован специфический набор рефлексогенных зон.

Независимо от нозологической единицы при проведении МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ возможны следующие общие клинические эффекты.

  1. Стабилизация ликвородинамики – в большинстве случаев позволяет достигать стойкой ремиссии при лечении гипертензионно-гидроцефального синдрома.
  2. Умеренное седативное воздействие на ЦНС – приводит к снижению уровня невротизации и агрессивных проявлений.
  3. Рефлекторная стимуляция антиноцицептивной системы приводит к повышению порога болевой чувствительности, вследствие чего, интенсивность и частота головных болей значительно сокращаются.

Учитывая широкий круг неврологической патологии целесообразно рассматривать направленность лечения и достигаемый эффект на конкретных примерах.

При спастических формах ДЦП

Основные особенности лечения заключаются в дополнительном проведении рефлекторной атриггеризации мышц.

А именно: выявляются триггерные зоны в тех группах мышц, которые придают конечности патологическую установку. Затем эти зоны обрабатываются определенными электрическими импульсами, которые подбираются для каждой зоны в индивидуальном порядке, исходя из ее электрофизиологических показателей.

Пример проведения Атриггеризации.

Пациента З., 2003 года рождения. Поступил на лечение в детское отделение неврологии и рефлексоерапии СТК «Реацентр» г. Самары в августе 2005 года с диагнозом: ДЦП. Спастическая диплегия с выраженным нарушением двигательной функции. Грубая задержка психомоторного и речевого развития.

При пассивной вертикализации опора на передний край стопы с ярко выраженным перекрестом. Данную патологическую установку ног дают спастичные икроножные мышцы и приводящая группа мышц бедра.

При осмотре и обследовании были выявлены триггерные зоны в следующих мышцах:

m. gastrocnemius, m. рectineus, m. gracilis, m. adductor longus, magnus.

В процессе лечения проведена атриггеризация указанных мышц. Дополнительно проводилась стабилизация ликвородинамики и рефлекторная стимуляция функциональной активности моторных зон коры головного мозга, рефлекторная стабилизация мотонейронов соответствующих сегментов спинного мозга.

Было проведено 3 курса лечения.

В результате снизился мышечный тонус в указанных группах мышц, пациент стоит на полной стопе без перекреста, при ходьбе перекрест появляется только при значительном перевозбуждении и выражен умеренно.

Повысилась двигательная активность, появилось сознательное желание ходить по поверхности. Самостоятельно стоит на полной стопе у опоры до 5 минут. Вырабатываются новые двигательные навыки.

Особенности снижения мышечного тонуса при проведении атриггеризации:

  • Мышечный тонус снижается постепенно
  • Эффект носит стойкий характер
  • Увеличивается объем пассивных и активных движений в конечностях
  • Появляется плавность движений
  • Повышается желание двигаться
  • Развивается крупная и мелкая моторика
  • Улучшаются уже имеющиеся двигательные навыки и вырабатываются новые
  • Наряду со стойким снижением мышечного тонуса длительное время сохраняются повышенные сухожильные рефлексы.

При задержках психоречевого развития

Основные особенности лечения заключаются в проведении рефлекторной стимуляции функциональной активности когнитивных и речевых зон коры головного мозга.

Первоначально, при проведении обследования выявляются зоны коры головного мозга функциональная активность которых не достаточна.

В дальнейшем проводится их дифференцированная стимуляция в зависимости от клинических проявлений и необходимой коррекции психоэмоционального и речевого состояния.

Дифференцированный подход к стимуляции рефлексогенных зон следующий:

  • Рефлекторная стимуляция функциональной активности зоны Брокка – проводится при нарушении дикции, сниженной речевой активности, бедном словарном запасе.
  • Рефлекторная стимуляция функциональной активности зоны Вернике – проводится при снижении внимания и затрудненном понимании обращенной речи.
  • Рефлекторная стимуляция функциональной активности Ассоциативных речевых зон – проводится при бедной описательной речи и затруднении в построении сложных предложений и рассказов.
  • Рефлекторная стимуляция функциональной активности зоны интеллектуальных способностей – проводится при низкой познавательной активности, сниженной концентрации внимания и плохом усвоении логического материала.

В данном случае мы перечислили только основные зоны коры головного мозга подлежащие рефлекторной стимуляции.

Динамику улучшения психоречевого развития ребенка можно проанализировать на примере пациент Г., 2002 года рождения, на момент обращения полный возраст составлял 3 года и 2 месяца. Диагноз: Последствия перинатальной патологии ЦНС. ЗПРР.

Речевая активность низкая, редко произносит отдельные слоги, обращенную речь понимает. Ребенок возбудим, расторможен, частые истерические проявления. Игры носят примитивный разрушительный характер: разбрасывает игрушки, рвет книги.

Проведено 2 курса лечения.

После 1 курса лечения уровень невротизации снизился. Истерики крайне редкие. Повысилась речевая активность. Появилось много новых слогов, отдельные короткие слова. Повысилась познавательная активность. Стал слушать книги до 10 минут. Проявляет интерес к рисованию и играм развивающим моторику.

После 2 курса лечения активно расширяется словарный запас, появились элементы фразовой речи: «дай сок», «мама пока!». Активно использует речь в обиходе. Появились новые социальные навыки. Самостоятельно ест, пьет, появились попытки одеваться.

Через 2 месяца на контрольном обследовании родители отмечают продолжение набора словарного запаса, активное использование фразовой речи. Усложнение игр, в них появился ролевой компонент, имитация быта. Сохраняются редкие капризы, но истерик нет. Начали заниматься с дефектологом.

Таким образом особенности повышения речевой активности при проведении МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ следующие:

  • Речевая активность повышается постепенно
  • Развитие речи происходит поэтапно в соответствии с физиологической динамикой развития речи: гуление, лепетная речь, слоги, слова, фразовая речь, диалоговая речь
  • Улучшается понимание и внимание к обращенной речи
  • Увеличивается словарный запас и улучшается дикция
  • Повышается продуктивность занятий с логопедом и дефектологом
  • Вырабатываются новые навыки самообслуживания и социализации.
  • Отмечается выраженный эффект последействия в виде: расширения словарного запаса и усложнения речи после окончания курса лечения.

При МЦД и проблемах обучения

Основные особенности лечения заключаются в проведении рефлекторной стимуляции зон коры головного мозга, ответственных за высшие психические функции.

При проведении обследования так же выявляются зоны коры головного мозга функциональная активность которых не достаточна.

В дальнейшем проводится их дифференцированная стимуляция в зависимости от клинических проявлений и необходимой коррекции состояния высших психических функций: письма, чтения, счета и т.д.

Дифференцированный подход к стимуляции рефлексогенных зон следующий:

  • Рефлекторная стимуляция функциональной активности зоны счета коры головного мозга – используется при затруднении запоминания чисел, сложностях с математическими действиями.
  • Рефлекторная стимуляция функциональной активности зоны письма коры головного мозга – используется при явлениях дисграфии.
  • Рефлекторная стимуляция функциональной активности зоны чтения коры головного мозга – используется при явлениях дислексии.
  • Рефлекторная стимуляция функциональной активности Ассоциативных речевых зон – используется при затруднении в построении пересказов, написании сочинений.
  • Рефлекторная стимуляция функциональной активности зоны интеллектуальных способностей – используется при низкой познавательной активности, сниженной концентрации внимания, плохом усвоении логического материала.
  • Рефлекторная стимуляция функциональной активности зоны социальности и зоны Эго – используются при наличии элементов асоциального поведения.

В данном случае мы перечислили только основные проекционные зоны коры головного мозга, подлежащие рефлекторной стимуляции.

Результаты лечения отражены на примере пациент Б.7 лет, Поступил на лечение в детское отделение неврологии и рефлексотерапии СТК «Реацентр» в январе 2005 года с диагнозом Последствия перинатальной патологии ЦНС. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Цефалгия. МЦД, дисграфия, дислексия, акалькулия.

До лечения у пациента периодически возникали выраженные головные боли, сопровождающиеся возбуждением, и элементами асоциального поведения: бегал по классу, выкрикивал с места, дрался с одноклассниками, обращался к учителю на "ты".

До лечения До лечения

После окончания 2 четверти встал вопрос о том, что ребенок не усваивает школьный материал: он не понимал смысла цифр и букв, при чтении не мог объединять буквы в слоги. При попытке написания буквы не ровные, сложноузнаваемы, в строчки не попадает, фактически пациент бессмысленно перерисовывал материал с доски.

Было проведено 3 курса лечения в течение полугода.

В результате прекратились головные боли, возбуждение появляется редко, только в случает выраженного переутомления.

После лечения После лечения

Школьный материал усваивает: выучил счет в пределах 100, стал правильно выполнять арифметические действия на сложение и вычитание. При письме соединяет буквы в слова, старается попадать в строку, количество ошибок допустимое.

Читает по слогам, достаточно быстро, понимает прочитанное. Домашнее задание выполняет самостоятельно.

В сентябре 2005 году повторно начал обучение в 1 классе средней школы. На данный момент к усвоению школьного материала у преподавателя претензий нет.

По прежнему сохраняются элементы асоциального поведения, хотя выраженность их значительно снизилась.

Таким образом к особенностям положительной динамики у пациентов с МЦД и проблемами обучения при проведении МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ можно отнести следующие:

  • Постепенное повышение интереса к занятиям.
  • Повышение скорости и качества выполнения задания.
  • Улучшение почерка, счета, чтения.
  • Выраженное снижение частоты и уменьшение интенсивности головных болей.
  • Для выраженного улучшения в сфере высших психических функций целесообразно проводить дополнительные занятия для восполнения пробелов в учебном материале.
  • По сравнению с усвоением школьного материала социализация развивается медленнее и положительная динамика выражена в меньшей степени.

В настоящее время разработаны эффективные схемы лечения для широкого круга возможных неврологических заболеваний и их сочетаний.

Предполагаемую эффективность лечения в каждом конкретном случае уточняют при проведении предварительной консультации.

новости и Акции
РЕАЦЕНТР открылся в МОСКВЕ!

Останкинский, ул. Хованская, д.6, м. ВДНХ

НОВАЯ УСЛУГА в "Реацентре"

БАК (биоакустическая коррекция головного мозга)

«ЛИЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ»

Для решения вопроса - есть ли возможность улучшить состояние ВАШЕГО ребенка, ВЫ можете получить консультацию зав.отделением по телефону.

Все новости