Звонок по России бесплатный:
8-800-2222-602Общее недоразвитие речи (ОНР) - причины, симптомы, диагностика и лечение
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.
Для всех детей с общем недоразвитием речи характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
Для всех детей с общем недоразвитием речи характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
ОНР 1 уровня.
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
ОНР 2 уровня.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
ОНР 3 уровня.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
ОНР 4 уровня.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
Причины возникновения ОНР у детей:
- инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности,
- несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности,
- патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах),
- заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка
- неблагоприятные условия воспитания и обучения, психическая депривация.
Проявления и диагностика общего недоразвития речи.
Несмотря на то что ОНР может сопровождать различные формы речевых патологий, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
- более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда и к 5 годам;
- речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
- ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- речь детей с общем недоразвитием речи малопонятна.
- низкая речевая активность;
- критичность к речевой недостаточности;
- неравномерность речевого и психического развития
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.
Лечение ОНР
Одним из составляющих комплексного лечения ОНР является систематические занятия с логопедом. Также проводится логопедический массаж, способствующий нормализации речевых мышц для улучшения звукопроизношения. Кроме того, для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется микротоковая рефлексотерапия и медикаментозное лечение ОНР ноотропами.
ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ОНР.
Более подробную информацию Вы можете получить по телефону
8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
+7 927 200 9217 Telegramm, WhatsApp, Viber
ВКонтакте https://vk.com/club44228044
Телекграм канал: https://t.me/ReacenterSamara
Микротоковую рефлексотерапию для лечения ОНР 1, 2, 3, 4 уровня проводят только в подразделениях Реацентра в городах: Самара, Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Волгоград, Тольятти, Казань, Оренбург, Ижевск, Набережные Челны, Астрахань, Челябинск, Кемерово, Барнаул, Уфа, Воронеж, Ярославль, Калининград, Сочи, Краснодар, Новороссийск, Ростов-на Дону, Томск, Владивосток, Алматы, Астана, Шымкент, Ташкент, Фергана, Бишкек, Ош, Дубай.
.
8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
+7 927 200 9217 Telegramm, WhatsApp, Viber
ВКонтакте https://vk.com/club44228044
Телекграм канал: https://t.me/ReacenterSamara
Микротоковую рефлексотерапию для лечения ОНР 1, 2, 3, 4 уровня проводят только в подразделениях Реацентра в городах: Самара, Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Волгоград, Тольятти, Казань, Оренбург, Ижевск, Набережные Челны, Астрахань, Челябинск, Кемерово, Барнаул, Уфа, Воронеж, Ярославль, Калининград, Сочи, Краснодар, Новороссийск, Ростов-на Дону, Томск, Владивосток, Алматы, Астана, Шымкент, Ташкент, Фергана, Бишкек, Ош, Дубай.
.
НАШИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
- Информация о заболеваниях
- Общее недоразвитие речи (ОНР)
- Задержка речевого развития
- Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
- Задержка психического развития
- Задержка умственного развития
- Детский церебральный паралич
- Синдром Дауна
- Аутизм
- Тугоухость
- Алалия
- Гидроцефалия
- Тетрапарез
- Дизартрия
- Акалькулия
- Дислексия, дисграфия
- Перинатальная патология ЦНС
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- Детский энурез причины и лечение
- Осторожно прививки
- Гиперактивность, гиперподвижность
- Агрессия у детей
Поиск по сайту