
Занятия с карточками PECS


Занятия с карточками PECS. Зачем они нужны и каким детям подходят?
Очень часто у детей с РАС нет речи и нарушена речевая коммуникация, но при этом у них хорошая зрительная память. В таком случае занятия с карточками ПЭКС могут помочь родителям
- научить ребенка вступать в контакт,
- просить то что ему нужно
- выражать свои эмоции.

Цель системы ПЭКС – подтолкнуть ребенка к общению:
- нужно выбрать в альбоме нужную карточку;
- обратить на себя внимание педагога или родителя;
- поменять карточку с картинкой на необходимый ему предмет.
Некоторые родители опасаются, что если научить ребенка показывать на картинках то что он хочет, он выберет «легкий путь» общения с помощью картинок и вообще никогда не заговорит.

По этой причине мы используем карточки ПЭКС в самом начале реабилитации, когда ребенок еще плохо понимает речь, не пытается вступать в контакт, не слушается родителей, не выполняет задания педагогов.
- Чтобы выстроить с ним коммуникацию.
- Чтобы он понял, что выгоднее сотрудничать и получать желаемое.
Как только у ребенка снижается возбудимость и появляется понимание речи на фоне основного лечения логопеды в Реацентре Самарский переходят к занятиям по запуску речи.
И для этого то же могут быть использованы карточки ПЭКС. Так как это уже знакомый и удобный для ребенка c РАС материал. Например, карточки ПЭКС могут быть использованы для расширения пассивного словарного запаса и для развития понимания принципа построения предложений.

Ребенка учат сначала называть картинки, потом из них выкладывают предложение и просят ребенка назвать их по порядку. Например: «Я хочу орех!». После чего следует положительное подкрепление — ему дают орех. И снова просят повторить, когда ребенок уже уверенно называет предложение, то последнее слово может быть заменено другой картинкой. При многократном повторении ребенок начинает понимать, что последнее слово в предложении можно заменять по своему желанию.
То есть логопеды Реацентра Самарский на этапе запуска речи используют карточки ПЭКС лишь как визуальную поддержку. Не вместо речи, а для расширения словарного запаса и развития навыка построения фраз и предложений.

Так же положительно влияет на поведение ребенка визуальное «расписание» из карточек ПЭКС.
Картинками ребенку составляют последовательность действий в течение дня и показывают какое вознаграждение он получит за выполнение заданий или обязанностей.
Например, после чистки зубов он пойдет гулять.
И тогда ребенок начинает понимать последовательность событий в течение дня. Его поведением становится возможно управлять. А сам ребенок не испытывает постоянного стресса, потому что он заранее знал — что сегодня запланировано.