Skip to main content

Сенсомоторная алалия

Это крайняя степень нарушения рецептивной речи

Сенсомоторная алалия.

Это крайняя степень нарушения рецептивной речи.
Ребенок слышит, но совершенно не понимает речь.
У него не формируется пассивный словарный запас и соответственно говорить он то же не может.

Поскольку у ребенка грубо нарушена функция всех зон, отвечающих за речь:

  • Зоны Вернике, ответственной за понимание речи и набор пассивного словарного запаса
  • Зоны Брока ответственной за произнесение слов
  • Лобных долей, отвечающих за психическое развитие

Причины сенсомоторной алалии:

  • Гипоксически-ишемическое поражение головного мозга – как во время беременности, так и во время родов в результате гипоксии (нехватки кислорода)
  • TORCH – инфекция которая вызвала повреждение головного мозга плода во время беременности
  • Глубокая недоношенность с незрелостью различных структур головного мозга
  • Родовая травма с асфиксией либо травматическим повреждением головного мозга (тугое обвитие пуповиной, плод доставали с применением вакуум-экстракции и пр.)
  • Гидроцефалия, вызывающая атрофию различных отделов в коре, а так же сдавление белого вещества с повреждением проводящих путей, связывающих между собой разные зоны мозга
  • Ребенок перенес черепно-мозговую травму, менингит или энцефалит до становления речи (в возрасте до 1,5 лет)

Принципиально отличается от РАС — отсутствием светлого промежутка в психоречевом развитии и отсутствием распада навыков. В отличие от РАС ребенок никогда не говорил и всегда отставал от сверстников в развитии.

Клиническая картина

  • Ребенок не понимает речь
  • Не откликается на имя
  • Не говорит — речь на уровне лепета или отсутствует
  • Возможно полевое поведение
    (бегает по комнате, хватает и бросает предметы)
  • Не выработаны бытовые навыки
  • Нет интереса к занятиям с логопедом и дефектологом
  • Игры гиперподвижные или разрушительные, сюжетно-ролевых игр нет (не играет с игрушками, не строит из кубиков, рвет книги)
  • Нарушены когнитивные функции и мелкая моторика

Если своевременно не приступить к лечению и педагогической коррекции, то у ребенка сформируется умственная отсталость.

Каждое из указанных проявлений связано с повреждением конкретной структуры мозга.

1) Нарушена работа лобных долей

Поэтому у ребенка снижена познавательная активность, либо она находится на примитивном уровне — схватить и бросить игрушку (нет сложных манипуляций с предметами и сюжетно-ролевых игр).
Грызет игрушки (как маленькие годовалые дети которые познают мир через «РОТ» и все пробуют на зубок).
Нарушено логическое мышление, грубая задержка психического развития.
Не формируются бытовые навыки, не умеет самостоятельно есть, не может сам одевать одежду, не просится на горшок.

2) Перевозбуждены двигательные зоны мозга

Ребенок постоянно перемещается по комнате, хватает предметы, но не понимает, что нужно с ними делать (так как не работают лобные доли) и бросает их.

3) Задержка развития речевых зон мозга

  • Ребенок не понимает речь, у него не пополняется пассивный слованый запас (не знает названий предметов и не может показать их по просьбе).
  • Вместо активной речи ребенок лепечет (произносит повторяющиеся сочетания звуков  ба-ба-ба-ба, ля-ля-ка) как младенец до года, когда он еще не научился говорить.
  • Либо совсем молчит или мычит.
  • Не отвечает на вопросы даже жестами.
  • Не реагирует на речь.
  • Не выполняет просьбы.

В отличии от РАС — нет эхолалии, шаблонных фраз и механической речи.

4) Перевозбуждение срединно-стволовых структур.

Протестные реакции чаще всего в виде истерик или агрессии (кусается, дерется) возникают тогда, когда ребенка заставляют делать то, что он не хочет.
В отличии от РАС редко бывает аутоагрессия.

5) Учебные зоны мозга так же сильно пострадали.

В дальнейшем дети с сенсомоторной алалией испытывают серьезные затруднения в учебе.
Учатся в коррекционном классе по программе 7 или даже 8 вида (для умственно-отсталых детей).

При проведении ЭЭГ

Признаки выраженной задержки развития биоэлектрической активности мозга: альфа ритм отсутствует или низким индексом, нет четкого зонального деления, преобладает медленно-волновая активность.
При проведении УЗДГ выявляют повышение внутричерепного давления (нарушение оттока венозной крови из полости черепа), нарушение кровотока по артериям, питающим лобные доли и речевые зоны.


В Реацентре пациентам с сенсомоторной алалией проводят комплексную медицинскую и педагогическую реабилитацию.

Микротоковая рефлексотерапия, выборочно улучшает функцию различных отделов мозга:

Улучшает работу речевых зон коры

  • Зону Вернике – для пополнения пасивного словарного запаса для понимания обращенной речи.
  • Зону Брока – для сознательного произнесения слов, пополнения активного словарного запаса.
  • Ассоциативных речевых зон, для построения фраз и предложений.
  • Моторных речевых зон – для управление речевой мускулатурой (языком, губами), для постановки звуков.

Улучшает работу лобных долей  — отвечающих за психическое развитие для формирования логического мышления, развития сюжетно-ролевых игр, формирования навыков самообслуживания.

Улучшает работу учебных зон коры, для формирования арифметических навыков и изучения букв.

Седативное воздействие на моторные зоны снижает гиперподвижность.

Успокаивающее воздействие на срединно-стволовые структуры уменьшает агрессивные проявления, капризы, истерики и улучшает сон.

Логопедический массаж

Улучшает тонус артикуляционной  мускулатуры (языка и губ) восстанавливает связь между моторными речевыми зонами и артикуляционной мускулатурой.

Дефектологические занятия помогают восполнить пробелы в знаниях: выучить основные понятия: запомнить цвета, части тела, времена года.

Занятия в аудиотренажере повышают эффективность логопедических занятий по развитию речи.

Интерактивное зеркало с электронной песочницей помогают разбудить интерес к речевому контакту. Повышают эффективность логопедических занятий по запуску речи.

Проводятся занятия по обучению бытовым навыкам: самостоятельно есть, снимать/одевать одежду, ходить в туалет.


Хотите заранее узнать поможет ли вашему ребенку реабилитация в Реацентре?

Пришлите медицинскую документацию ребенка.

Мы передадим ее зав. отделением для ознакомления и перезвоним вам.


Записаться на прием

Запись на консультации и лечение проводится по телефону:
8 (846) 990-05-05
с 9.00-17.30 по самарскому времени

reacenter.adm@mail.ru

 

Whatsapp, Telegram

ДОКУМЕНТЫ