Skip to main content

Дизартрия

Серьезное нарушение речевой функции при котором речь ребенка нечеткая и непонятна окружающим.

Дизартрия — это

Дизартрия — это серьезное нарушение речевой функции при котором речь ребенка нечеткая и непонятна окружающим. Дизартрия как правило является следствием поражения различных отделов головного мозга, отвечающих за управление речевой мускулатурой.

Ребенок разговаривает, но его плохо понимают другие люди и только родители догадываются, что именно имел в виду ребенок.

Причина этому — выраженное нарушение дикции

  • Он неправильно произносит многие сложные звуки (Ж,С,З,Р,Л,Г и пр.)
  • Заменяет одни звуки на другие или пропускает сложные.
  • Переставляет местами слоги внутри слов
  • Голос часто бывает тихий

Есть даже такой неврологический термин «каша во рту» — который отражает степень неразборчивости речи.

  • В тяжелых случаях речь идет об анартрии — ребенок не только не говорит, он не может произнести даже отдельные звуки.

Родители осознали, что
— ребенку тяжело, ведь его никто не понимает
— что сам он вряд ли научится выговаривать это огромное количество проблемных звуков, и нашли хорошего частного логопеда.

При самой легкой (стертой форме дизартрии) логопеду удается вызвать некоторые звуки в отдельности, однако при разговоре ребенок по-прежнему неправильно произносит сложные звуки внутри слов — нет автоматизации.

При средней или тяжелой степени дизартрии логопедические занятия не приносят никакого ощутимого результата.


В чем причина дизартрии?

— У ребенка нарушен мышечный тонус артикуляционного аппарата. Мышцы языка, губ буквально не слушаются его, и ребенку тяжело говорить.

— Нарушена правильная работы структур мозга (коры, мозжечка, проводящих путей, стволовых и подкорковых структур), отвечающих за произнесение звуков и слов и управление речевой мускулатурой.

Почему в данной ситуации нужен хороший детский невролог который специализируется на  задержках развития? Важно выявить на каком уровне нервной системы возникло нарушение. Ведь от этого зависит схема лечения и успешность преодоления дизартрии.


От того какая именно структура головного мозга поражена зависит клиническая картина.

  1. Пострадала кора головного мозга.

— Зона Брока, отвечающая за активный словарный запас. Именно в ней хранится информация какие звуки, в каком порядке внутри каждого слова нужно произносить.

Например: если у ребенка с дизартрией нарушается работа зоны Брока, то ребенок вместо велосипед будет говорить «весолипед». Каждый ребенок в детстве коверкал так пару слов. Но у ребенка с дизартрией таких исковерканных слов в речи может быть очень много. Если зона Брока работает неправильно то у ребенка есть дополнительные проявления — скудный словарный запас, снижено желание говорить.

— Нарушена нормальная работа моторной зоны в нижней ее части — эта область управляет органами речевого аппарата и отвечает за произнесение звуков, слогов и слов. Если она пострадала ребенок просто не может произнести те или иные звуки или вообще молчит — анартрия.

  1. Пострадал мозжечок или его проводящие пути. Тогда у ребенка речь тихая. Он говорит по слогам, или только 1 слог от слова, почти беззвучно. Некоторые дети говорят не на выдохе, а на вдохе.

  1. Псевдобульбарный синдром. Пострадали проводящие пути между корой и стволовыми структурами. Тогда у ребенка отмечается выраженное нарушение дикции, приоткрыт рот, текут слюни, он поперхивается кусочками пищи, у него высокий рвотный рефлекс. В таком случае ребенок может есть только пищу измельченную в блендере. Тонус мышц речевого аппарата при такой форме повышен.

  1. Если пострадали подкорковые центры (такое чаще всего бывает при резус-конфликте с высокими показателями билирубина в крови младенца при рождении) то дизартрия связана с гиперкинезами речевого аппарата. Ребенок говорит, но речь толчкообразная, искажено произнесение звуков, часто при этом перекашивается лицо. Есть гиперкинезы в мышцах лица, шеи и верхних конечностей.

  1. Бульбарная форма дизартрии. Пострадали ядра ствола. Тогда тонус речевой мускулатуры снижен, язык гипотоничный, рот часто приоткрыт, ослаблено жевание. Ребенок может поперхиваться водой и другими жидкостями и кашлять.

Лицо амимичное, голос тихий, часто носит гнусавый оттенок (ринолалия).


Почему занятия с логопедом порой не дают желаемого результата?

Логопед это педагог, он с помощью специальных упражнений вызывает у ребенка проблемные звуки, а многократное повторение должно закрепить правильное произношение.

Однако логопедические занятия не могут нормализовать тонус речевых мышц.

Занятия не оказывают лечебного воздействия на пострадавшие структуры головного мозга.

Логопед конечно нужен, но после того как будет восстановлена работа пострадавшего участка нервной системы. Тогда и занятия по постановке звуков станут продуктивнее.

Если ваш ребенок более года ходит к хорошему логопеду, но большое количество звуков так и не удалось поставить. Значит только занятий для преодоления дизартрии не достаточно. 


В Реацентре детям с дизартрией проводят комплекс процедур:

  • Логопедический массаж для нормализации тонуса артикуляционной мускулатуры.
  • Микротоковая рефлексотерапия проводится по индивидуальной программе и зависит от того какой уровень поражения выявила детский невролог.
  • Аудиотренажер помогает ребенку замечать свои ошибки в речи и сознательно контролировать правильность произношения.
  • Интерактивное зеркало позволяет проводить постановку проблемных звуков в виде игры.

Давно водите ребенка к логопеду. Но с дикцией все еще проблемы?

Запишитесь на консультацию к детскому неврологу в Реацентр


Записаться на прием

Запись на консультации и лечение проводится по телефону:
8 (846) 990-05-05
с 9.00-17.30 по самарскому времени

reacenter.adm@mail.ru

 

Whatsapp, Telegram

ДОКУМЕНТЫ