
Расстройство аутистического спектра
АУТИЗМ



Расстройство аутистического спектра
В него входят ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ нарушения развития с аутистическими проявлениями:
1) Синдром Каннера (классический вариант детского аутизма – встречается редко).
2) Синдром Аспергера (умные или даже одаренные дети у которых нарушена коммуникация со сверстниками и есть стереотипное поведение).
3) Ранний детский аутизм (РДА) с грубым распадом ранее приобретенных навыков, возбуждением и агрессией (наблюдаются у психиатра).
4) Аутистические проявления на фоне генетического заболевания (фенилкетонурия, синдром Дауна, синдром Мартина Белл и пр.)
5) Резидуально-органическое поражение головного мозга. Задержка психоречевого развития с аутистическим спектром.
В Реацентр чаще всего поступают на реабилитацию дети именно с органическим поражением ЦНС и задержкой развития у которых есть аутистические проявления
Причины органического поражения ЦНС с аутистическим спектром
Причины органического поражения нервной системы:
- Недоношенность
- Тяжелые роды с асфиксией
- Хроническое внутриутробное инфицирование
- Длительное пребывание на ИВЛ
- Экстренное кесарево сечение
- До года у ребенка были неврологические проблемы, но не критичные.
До года у ребенка были неврологические проблемы, но не критичные.
Речь пропала в возрасте 1,5-2х лет и появились аутистические проявления.
Часто при обследовании таких детей у них выявляется хроническая цитомегаловирусная или герпетическая инфекция. Реже — аллергия к глютену, которая тоже может запускать процесс повреждения нейронов в головном мозге.
Часто родители отмечают связь: речь пропала после коклюша, тяжелой рота вирусной инфекцией, ковида, серьезного ожога, наркоза или даже сильного испуга.
Признаки аутизма
Кроме того, что у ребенка пропала речь, у него постепенно стали заметны и другие проявления аутизма:
- Ребенок не смотрит в глаза
- Уходит от контакта, особенно с детьми
- Игры носят созерцательный и стереотипный характер (крутит колеса у машинки, выстраивает рядами игрушки, подбрасывает кубики и смотрит как они падают и так часами).
- Очень часто дети с РАС «залипают» в телефоне за просмотром одного и того же мультфильма или даже одного места в мультфильме (ребенок постоянно перематывает мультик назад).
- Присутствует избирательность в еде: ест годами одни и те же продукты (печенье, колбасу, пельмени и пр.), или ест только белые продукты, или пьет только из желтых стаканчиков.
- Боится перемен
- Часто есть такие нарушения чувствительности как:
ГИПЕРАКУЗИЯ — повышенная чувствительность к звукам (закрывает уши ладонями),
ГИПЕРЕСТЕЗИЯ — тактильные ощущения ему неприятны, не дает себя трогать и обнимать.
- Грубое нарушение сна (спят мало часов в сутках либо путают день с ночью)
- Выражены стереотипии — бесцельные многократно повторяющиеся движения (бегает по кругу, раскачивается, машет руками как крылышками, крутит палочку или карандаш и пр.)
- Возможна аутоагрессия: бьет себя по голове или кусает себе руку.
Речевое развитие нарушено, но уровень развития речи разный:
- у одних детей это вокализмы (выкрики, рык, писк)
- у других эхолалия (механический повтор вопроса или ранее услышанного слова) ребенок не понимает смысла, а просто повторяет слова из рекламы, мультфильмов, за родителями.
- некоторые дети говорят, но не используют личное местоимение Я, говорят о себе в третьем лице: «Мальчик хочет пить».
Особенности работы головного мозга у детей с РАС.
Под воздействием патологических факторов нарушается процесс созревания лобных долей, которые отвечают за осознанное поведение, логическое мышление, познавательную активность и набор бытовых навыков.
Снижена активность лобных долей
Тогда ребенок не понимает причино-следственных связей. У него не вырабатываются бытовые навыки (сам не ест, не одевается, не ходит на горшок). Лобные доли не управляют другими зонами мозга и все действия ребенка становятся механическими и стереотипными.
Высокая активность моторных зон
У детей в норме высокая активность двигательных зон. Маленькие дети постоянно бегают и прыгают, например на детской площадке, но делают это осознанно, с любопытством, вступая в контакт с другими детьми.
У ребенка с РАС лобные доли не направляют действия ребенка и высокая двигательная активность моторных зон заставляет его бесцельно перемещаться и постоянно совершать механические стереотипные действия.
Незрелые речевые зоны мозга
В том случае когда речевые зоны мозга незрелые у ребенка будут вокализмы (кричит, рычит, пищит). Если речевые зоны уже заработали, но лобные доли пока не включились, то ребенок будет механически произносить слова без осознания (это и есть эхолалия)
– потому что осмысление дают лобные доли которые пока не активны.
Нарушена связь между речевыми зонами
Например, между зоной Вернике, отвечающей за понимание речи и зоной Брока, отвечающей за произнесение слов. Тогда ребенок называет заученные предметы на картинках, но не может ответить на вопросы. Нет диалоговой речи. Потому что нет обмена информацией между речевыми зонами, и цепочка:
Услышал — понял вопрос – ответил — не работает.
Перевозбуждение стволовых структур вызывает нарушение сна. Ребенок эмоционально неустойчив так как в стволе находятся центры, отвечающие за примитивные эмоции (агрессию и страх).
Повышено внутричерепное давление
Если ребенок бьет себя по голове, у него возможны головные боли, связанные с повышением внутричерепного давления. Которое четко отслеживается на УЗДГ в виде нарушения венозного оттока.
Протестные реакции
Чаще всего внешне выглядят как аутоагрессия. Ребенок не хочет есть или заходить в дом с прогулки, но не может выразить протест речью, злится и направляет агрессию на себя (бьет себя по лицу, кусает себе руки).
Учебные зоны мозга пострадали меньше, чем речевые
У детей с РАС часто сохранены учебные зоны коры (отвечающие за математические действия, чтения и письмо) и дети гораздо охотнее учат цифры и буквы, чем повторяют за логопедом.
Во время комплексной реабилитации мы часто наблюдаем такую картину: ребенок читать и писать начинает раньше, чем разговаривать.
В Реацентре детям с органическим поражением головного мозга и аутистическими проявлениями проводят комплексную медицинскую и педагогическую реабилитацию.
Для восстановления нормальной работы нервной системы применяют уникальный метод лечения — микротоковую рефлексотерапию.
В Реацентре детям с органическим поражением головного мозга задержкой психоречевого развития и аутистическими проявлениями проводят комплексную медико-педагогическую реабилитацию
В Реацентре применяют уникальный метод лечения — Микротоковую рефлексотерапию, которая восстанавливает нормальную работу нервной системы.
Детям с РАС микротоковая рефлексотерапия проводится по индивидуальной программе:
Активизируют лобные доли головного мозга. Чтобы у ребенка начали вырабатываться бытовые навыки, а его действия стали осознанными.
Оказывают успокаивающее воздействие на двигательные зоны, чтобы уменьшить стереотипии и гиперподвижность.
Оказывают седативное воздействие на стволовые структуры для улучшения сна и снижения проявлений агрессии и аутоагрессии.
Активизируют зоны мозга, отвечающие за речь, для улучшения понимания речи, пополнения словарного запаса. Развития диалоговой речи.
Активизируют учебные зоны, чтобы подготовить ребенка к школе, и через чтение и письмо развить речь.
Занятия с нейросихологом позволяют восстанавливать поврежденные связи двух полушарий.
Сенсорная интеграция необходима для купирования нарушений чувствительной сферы.
АВА-терапия помогает выработать бытовые навыки и правила безопасного поведения.
Занятия в аудиотренажере помогают ребенку выделить человеческую речь из шума окружающей среды.
Занятия с интерактивным зеркалом и электронной песочницей помогают разбудить интерес к речевому контакту. И повышают эффективность логопедических занятий по запуску речи.
Проживаете в другом городе?
Вы можете прислать документы на рассмотрение.
Заведующая отделением заранее ознакомится с ними, чтобы решить вопрос:
Можем ли мы помочь в вашем случае?
Записаться на прием
Запись на консультации и лечение проводится по телефону:
8 (846) 990-05-05
с 9.00-17.30 по самарскому времени
Whatsapp, Telegram