
Задержка пихоречевого развития включает в себя:
- задержку развития речи
 - задержку психического развития
 - задержку формирования навыков самообслуживания
 
Если к 3-м годам ребенок так и не заговорил и отстает в развитии от сверстников, то ему необходимо помочь развиваться правильно. Поэтому для родителей важно знать нормы психоречевого развития, чтобы вовремя заметить и откорректировать отставание.
В НОРМЕ в 3-х летнем возрасте:
- Речь ребенка понятна окружающим людям
 - Разговаривая, ребенок применяет разные части речи: глаголы, существительные, прилагательные
 - Строит фразы и предложения из 3-4-х слов
 - Активный словарь составляет до 500 слов
 - Сам задает вопросы: Кто? Куда? Где? Зачем?
 - Применяет местоимения: ты, я, мы, мое
 - Знает имена родителей, сестер и братьев
 - Называет свой пол
 - Понимает обращенную к нему речь
 - Слушает книги, когда ему их читают
 - Отвечает на вопросы
 - Выполняет просьбы из двух частей (иди на кухню и принеси полотенце)
 - Понимает, что хочет в туалет и просится на горшок
 - Сам может одеться и раздеться
 - Может разделить предметы по цветам (клубника — красная, огурец — зеленый)
 - Знает и показывает части тела
 - Называет большинство бытовых предметов (стол, стул, кровать, кастрюля, тарелка)
 - В игре есть сюжетно-ролевой компонент
 - Вступает в контакт с детьми и играет с ними
 
Некоторые навыки могут отсутствовать потому, что его просто НЕ НАУЧИЛИ! Например, ребенок не ест сам, потому что мама все время кормит его с ложки.
Но если ребенок в возрасте 3-х лет:
- НЕ говорит, строит фразы и предложения
 - НЕ отзывается на свое имя
 - НЕ понимает обращенную к нему речь
 - НЕ выполняет задания и просьбы
 - НЕ может ответить на вопросы
 - НЕ может сам кушать и одеваться
 - НЕ просится в туалет
 
это признаки ЗАДЕРЖКИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ!
Причины задержки развития чаще всего кроются в повреждении нервной системы во время беременности и родов:
- хроническая фетоплацентарная недостаточность
 - хроническая гипоксия (кислородное голодание)
 - хроническая внутриутробная инфекция (герпетическая, цитомегаловирусная и др.)
 - недоношенность
 - длительный безводный период
 - тяжелые роды
 - экстренное кесарево сечение
 - двойное или тройное обвитие пуповиной
 - асфиксия в родах
 - при рождении ребенок сам не закричал
 - оказывалась помощь в отделении неонатологии и др.
 
В таком случае, могли пострадать как сами речевые зоны, расположенные в коре, так и проводящие пути, которые соединяют разные отделы мозга (белое вещество). Центральная нервная система ребенка обладает высокой нейропластичностью. И функцию поврежденных нервных клеток могут брать на себя клетки ближайших областей коры.

ВАЖНО! Возраст с 3-х до 5-ти лет — это окно возможностей для восстановления психоречевого развития,которое связано:
- с возможностью формирования дополнительных связей между пострадавшими зонами
 - высокой активностью дендритного ветвления (образование новых отростков у непострадавших нейронов)
 - временем высокой активации речевых зон (именно в этом возрасте речь резко набирается и усложняется) то есть, зоны мозга в этот период активны и восприимчивы к лечебной и педагогической коррекции
 - высокой ответной реакцией мозга на рефлекторное физиологичное воздействие.
 
Если этим золотым временем не воспользоваться, и ребенок не догонит сверстников к 5 годам, то невролог направит ребенка к психиатру. Тот поставит ребенка на диспансерный учет сначала с диагнозом ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, а если не удастся скомпенсировать задержку, то диагноз заменят на УО (умственную отсталость) и направят ребенка обучаться в СПЕЦ-ШКОЛУ.
Восстановить правильную работу различных зон головного мозга помогает уникальный метод лечения — Микротоковая рефлексотерапия (МТРТ).

Микротоковая рефлексотерапия была разработана в Самарском «Реацентре» под руководством доктора медицинских наук — Гавриловой Татьяны Алексеевны, ведущего детского невролога.
В 2010 году Минздрав РФ выдал РАЗРЕШЕНИЕ на применение Микротоковой рефлексотерапии у детей с задержками развития. Именно по этой причине МТРТ применяется только в наших отделениях.

Микротоковая рефлексотерапия при ЗПРР проводится по ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СХЕМЕ, которая позволяет ВЫБОРОЧНО активизировать РЕЧЕВЫЕ ЗОНЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА, отвечающие за речевое развитие:
- зона Брока — за активный словарный запас и речевую инициативу
 - зона Вернике — за пассивный словарный запас и понимание обращенной речи
 - зона моторной речи — которая отвечает непосредственно за произношение и дикцию
 - зоны, которые отвечают за диалоговую речь, построение фраз и предложений
 

ПРЕФРОНТАЛЬНУЮ КОРУ (ЛОБНЫЕ ДОЛИ) ГОЛОВНОГО МОЗГА, она отвечает за:
- осознанное поведение, логическое мышление
 - за развитие навыков самообслуживания (самостоятельно есть и ходить в туалет, одеваться-раздеваться, чистить зубы и пр.)
 - за развитие игровой деятельности
 - за развитие эмоциональной сферы
 
Если у ребенка отмечается возбуждение центральной нервной системы, то во время проведения МТРТ проводится дополнительное седативное воздействие для уменьшения:
- гиперактивности
 - агрессии и самоагрессии
 - снижения истерических проявлений
 - улучшения сна
 
Смотрите видео с динамикой у ребенка с ЗПРР:
По желанию родителей каждому ребенку подбирается ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ комплекс коррекционных занятий и процедур:
- занятия с логопедом-дефектологом
 - логопедический массаж
 - занятия в аудио-тренажере
 - занятия с интерактивным зеркалом
 - занятия с нейропсихологом
 - занятия по выработке бытовых навыков
 - адаптивная кинезиотерапия
 - остеопат и др.
 
Запись на консультации и лечение проводится по телефону:
8 (846) 990-05-05