Звонок по России бесплатный:
8-800-2222-602Задержка психического развития ребенка: признаки, причины, лечение ЗПР
Для задержки психического развития характерно: преобладание игровых по большей части детских интересов, ограниченные представления об окружающем мире, не способность к интеллектуальной деятельности и незрелость мыслительных процессов которые в дальнейшем серьезно затрудняют процесс обучения.
Важно своевременно выявить задержку психического развития и оказать ребенку с ЗПР медицинскую и педагогическую помощь.
Признаки задержки психического развития (ЗПР).
Родители могут заметить следующие признаки задержки психического развития (ЗПР):
Незрелая эмоционально-волевая сфера
Ребенок не пытается совершить над собой усилие или сделать так «как надо» или «как положено», а не так как ему вдруг захотелось. Незрелость эмоциональной сферы так же может проявляться в истерических проявлениях или агрессии, так как ребенок не понимает почему нужно делиться игрушками, спрашивать разрешение, и что означает например фраза: «у меня нет с собой денег, поэтому я не куплю тебе машину».
Игровая деятельность у детей с ЗПР
Игры у детей с задержкой психического развития часто носят примитивный характер, нет сюжетно-ролевого компонента. Например в 5 лет ребенок с ЗПР механически катает машину взад-вперед, хотя его сверстники уже давно строят гаражи, играют в супергероев, человека-паука или строят космические корабли из конструктора.
В ряде случаев игры могут быть разрушительными: рвет, ломает и разбрасывает предметы, или с выраженным преобладанием двигательного компонента — он постоянно прыгает и бегает, но не играет с другими детьми и с игрушками.
В ряде случаев игры могут быть разрушительными: рвет, ломает и разбрасывает предметы, или с выраженным преобладанием двигательного компонента — он постоянно прыгает и бегает, но не играет с другими детьми и с игрушками.
Речевое развитие у детей с ЗПР:
Задержка психического развития часто сочетается с задержкой развития речи. Ребенок не разговаривает, либо его речь существенно отстает от возрастной нормы. Важно помнить, что речь является основой интеллекта.
Если ребенок не разговаривает - у него не набирается кругозор, в результате темп психического развития еще больше замедляется, что в дальнейшем приводит к серьезным проблемам с обучением.
В некоторых случаях наоборот отмечается избыточная или даже патологическая речевая активность. Ребенок с ЗПР говорит «все подряд», не понимая, что говорить можно, а что нельзя. Речь часто «несвязная», отвечает невпопад и не о том, о чем его спрашивали.
Если ребенок не разговаривает - у него не набирается кругозор, в результате темп психического развития еще больше замедляется, что в дальнейшем приводит к серьезным проблемам с обучением.
В некоторых случаях наоборот отмечается избыточная или даже патологическая речевая активность. Ребенок с ЗПР говорит «все подряд», не понимая, что говорить можно, а что нельзя. Речь часто «несвязная», отвечает невпопад и не о том, о чем его спрашивали.
Двигательная активность у детей с ЗПР:
У детей с ЗПР часто отмечается избыточная или даже патологическая двигательная
активность. Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение. Постоянно находится в движении, хватает все подряд и порой даже не понимает, что надо спрашивать разрешение. Позже такому ребенку могут установить диагноз СДВГ -
синдром дефицита внимания и гиперактивности, который сильно затрудняет процесс обучения.
Но есть и обратная ситуация когда у ребенка с ЗПР резко снижена двигательная активность и окружающие считают его тихим и «очень стеснительным ребенком»,
но у него снижена не только двигательная, но и познавательная активность и нет присущего всем детям любопытства.
активность. Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение. Постоянно находится в движении, хватает все подряд и порой даже не понимает, что надо спрашивать разрешение. Позже такому ребенку могут установить диагноз СДВГ -
синдром дефицита внимания и гиперактивности, который сильно затрудняет процесс обучения.
Но есть и обратная ситуация когда у ребенка с ЗПР резко снижена двигательная активность и окружающие считают его тихим и «очень стеснительным ребенком»,
но у него снижена не только двигательная, но и познавательная активность и нет присущего всем детям любопытства.
Бытовые навыки у детей ЗПР:
У детей с задержкой психического развития часто страдает выработка бытовых навыков. Ребенок не может полностью самостоятельно одеваться. Некоторые дети с ЗПР не умеют самостоятельно есть. У многих не выработаны туалетные навыки: сам не просится в туалет или вовсе не признает горшок.
Учебные навыки у детей с ЗПР:
При подготовке к школе у детей с задержками психического развития на первый план выступают неусидчивость, нарушение концентрации внимания, нежелание даже спокойно сидеть за партой и уж тем более нет желания выполнять задания педагога. Хотя с помощью взрослого (или учителя) они могут выполнять предложенные им задания, но в коллективе эти дети как правило растормаживаются, постоянно отвлекаются и не усваивают школьный материал.
Очень распространенная ситуация: грубая задержка психического или психо-речевого развития не была своевременно выявлена, ребенок не получал адекватного комплексного лечения, не развивался, а напротив с каждым годом все больше отставал от сверстников ….
В результате перед школой психиатр поменял ему диагноз на умственную отсталость.
Важно восстановить психическое развитие ДО ШКОЛЫ, чтобы в дальнейшем ребенок мог получить образование и выбрать себе достойную профессию.
В противном случае ребенок с ЗПР может попасть в СПЕЦ-ШКОЛУ для детей с задержкой ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ или УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ:
Для детей с задержкой психического развития созданы школы 7 вида.
У детей с задержкой психического развития сохранен интеллект, но они эмоционально неустойчивы, быстро истощаются, у них так же нарушена память. Для усвоения школьной программы детям с ЗПР требуется постоянный контроль со стороны педагога и поэтому они не могут учиться в больших классах обычных школ.
В конце 9 класса дети сдают ГИА и получают соответствующий аттестат. Высшее образование с таким аттестатом недоступно.
Для детей с умственной отсталостью существуют Школы 8 вида.
После окончания школы дети получают документ, что ребенок принимал участие в обучении. С данным документом можно пойти только в ПТУ ...
Причины ЗПР - задержки психического развития у детей
Некоторые психологи (не имея медицинского образования) высказывают мнение, что причина неадекватного поведения кроется в гиперопеке. И фактически перекладывают на родителей «вину за происходящее», считая что дефект воспитания привел к задержке психического развития. Но у многих детей с ЗПР есть серьезные проблемы с развитием нервной системы, в связи с чем нарушается процесс созревания высших психических функций.
Причин ЗПР может быть несколько:
- гипоксия - головной мозг ребенка во время беременности (испытывал нехватку кислорода)
- тяжелые или преждевременные роды привели к повреждению нервной системы
- повышенное внутричерепное давление давит на лобные доли мозга, отвечающие за психическое развитие и логическое мышление и мешает им работать.
Возможны и другие факторы, приводящие к ЗПР:
- в ряде случаев признаки задержки развития родители заметили у малыша после длительного наркоза, черепно-мозговой травмы, прививки сделанной на фоне простудного заболевания, тяжелой инфекции и длительного пребывания в стационаре и пр.
Улучшить работу головного мозга можно даже в запущенных случаях, когда у ребенка уже сформировалась задержка ПСИХО-РЕЧЕВОГО развития.
Лечение (ЗПР) задержки психического развития.
Для лечения детей с задержкой психического развития (ЗПР) оптимальным является комплекс процедур:
- МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ
- КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
- ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ
- ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ, подобранная индивидуально после окончания курса лечения, с учетом особенностей и состояния ребенка с ЗПР.
Наиболее эффективна комплексная реабилитация при ЗПР:
При лечении детям с задержкой психического развития проводят Микротоковую рефлексотерапию, которая проводится по индивидуальной программе, позволяет улучшать работу различных зон мозга, корректировать поведение и способности к обучению:
Активизация лобных долей проводится для:
- развития логического мышления
- формирования адекватного поведения
- выработки бытовых навыков
Активизация Речевых зон мозга проводится для
- улучшения понимания обращенной речи
- развития фразовой речи
- развития связной диалоговой речи
Активизация учебных зон мозга проводится для:
- повышения интереса к учебному процессу
- формированию навыков счета, чтения и письма
- улучшения памяти и концентрации внимания
Седативное (успокаивающееся) воздействие на двигательные зоны мозга
проводится детям с избыточной двигательной активностью
Седативное (успокаивающее) воздействие на нервную систему
проводится детям с возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью
В рамках комплексной реабилитации помощь детям с зпр должны оказывать не только врачи неврологи-рефлесотерапевты, но и педагоги: логопед, дефектолог, детский специальный психолог, нейропсихолог — они проводят различные развивающие занятия с детьми с ЗПР.
Если у ребенка с задержкой психического развития страдают социальные навыки и ребенок не умеет самостоятельно одеваться, кушать и ходить в туалет, то в комплексную реабилитацию включают занятия по выработке социально бытовых навыков с применением карточек визуального ряда.
Коррекционные занятия для детей с ЗПР.
Для развития детей с ЗПР обязательно проводятся занятия с дефектологом или детским специальным психологом. Занятия позволяют ребенку с ЗПР усвоить основные понятия: большой/маленький, цвет, форма и размер, объединение предметов в группы. Занятия так же направлены на развитие логического мышления, причинно-следственных связей. Подготовку к школе.
Развитие связной речи у детей с ЗПР.
Если у малыша помимо задержки психического развития задерживается развитие связной речи то ему необходимы занятия с логопедом для формирования грамотной речи, обучения ребенка навыкам описания и построения рассказа.
Ежегодно в ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЕТИ КЛИНИК «РЕАЦЕНТР» в различных регионах России проходят комплексное лечение более 7000 пациентов.
Микротоковая рефлексотерапия разрешена и рекомендована к применению у детей
Министерством здравоохранения РФ.
Родители помните: чем раньше начато лечение ЗПР, тем больше вероятности, что ребенок сможет догнать своих сверстников в развитии и усваивать школьный материал!
При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.
ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ЗПР.
Более подробную информацию о лечении ЗПР вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения ЗПР (задержки психического развития) проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Воронеж, Краснодар, Ростов-на-Дону, Томск, Москва, Ярославль, Владивосток, Сочи, Алматы, Астана, Шымкент, Ташкент, Фергана, Бишкек, Ош, Анталия.
НАШИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
- Информация о заболеваниях
- Общее недоразвитие речи (ОНР)
- Задержка речевого развития
- Задержка психического развития
- Задержка умственного развития
- Детский церебральный паралич
- Синдром Дауна
- Аутизм
- Тугоухость
- Алалия
- Гидроцефалия
- Тетрапарез
- Дизартрия
- Акалькулия
- Дислексия, дисграфия
- Перинатальная патология ЦНС
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- Детский энурез причины и лечение
- Осторожно прививки
- Гиперактивность, гиперподвижность
- Агрессия у детей
Поиск по сайту